Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сёстры, Христос воскресе!
В эти весенние дни мы с вами празднуем годовщину Великой Победы в самой страшной и кровопролитной войне за всю мировую историю. Эта война нанесла нашей стране такие раны, от которых, казалось, невозможно избавиться и за сто лет, и за всю вечность.
Война - это одно из самых древних изобретений человечества. Можно сказать, что вся наша история является историей войн.
|
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (занимал первосвятительский престол с 1945 по 1970 г.) был избран на патриаршество 2 февраля 1945 г. Поместным собором Русской Православной Церкви.
|
В те майские дни победного 45-го Святейший Патриарх Алексий I в своем пасхальном послании писал: «Пробил последний час фашистской Германии. Разбита и сокрушена её сила. Она повержена в прах. И знамя Победы развевается над вражьей страной. Миллионы людей отдали временную жизнь в надежде восприять жизнь вечную. И мы никогда не перестанем молиться о них. Как гроза очищает воздух от зноя, так и война очищает души человеческие, заставляя их обращаться к Богу». И это действительно так. Сегодня, когда открываются архивы, мы узнаём о всё новых и новых фактах, подтверждающих эти слова, - фактах, которые связывали тогда наших воинов с Небом. Невозможно рассказать о всех, на это не хватит и месяца, но о некоторых поведать надо непременно.
|
Родители маршала В.И.Чуйкова Иван Ионович и Елизавета Федоровна у своего дома в поселке Серебряные Пруды Московской области
|
4 февраля 1943 года, после Сталинградской битвы, Чуйков - «окопный генерал», как его называли солдаты, отслужил благодарственный молебен в чудом сохранившемся храме и первый в разбитом Сталинграде возжёг свечу перед Казанской иконой Божией Матери. Он говорил, что «люди только начинают войны, а заканчивает их Господь Бог». В том же 43-м году его мама, престарелая крестьянка Елизавета Фёдоровна, ездила в Москву, добилась приёма у Калинина и ходатайствовала перед ним об открытии православного храма в её родном селе. После смерти Чуйкова в его архиве нашли им самим написанную в осаждённом Сталинграде просьбу-молитву «О, Великий Боже, могущий ночь в день превратить, всё трудное для меня сделай лёгким и помоги мне!»
Далее, внучка московского протоиерея Зоя Космодемьянская, как и её родной брат, была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Маршал Жуков в апреле 45-го с молитвой возжёг лампаду в православном храме Лейпцига, и её горение поддерживается до сих пор. А сын священника маршал Василевский стал дважды Героем Советского Союза за русскую и японскую войну.
|
Протоиерей Михаил Василевский с сыном маршалом Советского Союза А.М.Василевским
|
В блокадном Ленинграде голодные, обескровленные люди ежедневно приходили с молитвой к часовне Ксении Петербургской и усыпальнице Иоанна Кронштадтского. Начиная с 43-го года, на богослужениях митрополита Ленинградского Алексия часто присутствовало командование Ленинградского фронта во главе с генералом Говоровым. Митрополит Алексий делал всё возможное, чтобы службы совершались каждый день. Не обращая внимания на артобстрелы, он часто посещал пешком городские храмы и больницы, беседовал с духовенством и народом, ежедневно отпевал десятки умерших ленинградцев. Двери его небольшой квартирки всегда были открыты для всех. Впоследствии он со слезами рассказывал, как на Пасху 42-го года верующие ленинградцы вместо пасхальных куличей освящали кусочки чёрствого блокадного хлеба.
Сегодня мы всё больше узнаём о тех бойцах, которые давали обещание на передовой, в пекле боя - «Если останусь живой, буду служить Богу». Вот почему в первые послевоенные годы среди поступавших в духовные семинарии было так много фронтовиков. Один из них, легендарный защитник Сталинграда, сержант Павлов, после войны принял монашество и долгие годы был духовником Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
|
Архимандрит Кирилл духовник Троице-Сергиевой лавры
|
Приняли молитвенное участие в деле Победы и Святые Царственные Мученики. 17 июля 1944 года, в день убиения Царской Семьи, по улицам Москвы прошло мрачное шествие пленных фашистов. Многим старым москвичам ещё памятен тот печальный «немецкий парад», который гитлеровцы так жаждали в 41-м, когда во всю ширину проспекта медленно и понуро шли пленные враги под присмотром редкого конвоя с дореволюционными трёхлинейками наперевес. Шествие это казалось бесконечным. Десятки тысяч германских солдат, офицеров и генералов шли тогда по улицам столицы, а за ними ехали машины с водой, поливали и чистили щётками мостовую. А произошло это, как уже говорилось, 17 июля 1944 года, в день убиения Царственных Мучеников в екатеринбургском подвале Ипатьевского дома, атеистический музей в котором был закрыт по указанию Сталина в победном 45-м. И военные историки считают, что основной вклад в победу внесли солдаты, которые родились и выросли в годы правления Царя-мученика Николая II.
Уже в конце 43-го года никто не сомневался в грядущей победе. Для наших бойцов, офицеров и генералов уже были учреждены многие награды - ордена и медали, ибо к этому времени гитлеровцам был нанесён целый ряд сокрушительных ударов под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге. Был форсирован Днепр и взят Киев. Эти победы говорили не только о мужестве наших воинов, но и о высоком военном искусстве высшего командного состава. Поэтому было принято решение об учреждении особого, самого драгоценного ордена - ордена Победы. Его получили наши военачальники Конев, Рокоссовский, Говоров, Толбухин, Тимошенко, Мерецков и Антонов. А Сталин, Жуков и Василевский были удостоены этой награды дважды.
В июне 45-го во Франкфурте-на-Майне маршал Жуков вручил этот орден командующему союзными англо-американскими войсками генералу Эйзенхауэру. С волнением приняв сверкающий алмазами орден, а по сути дела, произведение искусства, американский генерал сказал: «Я поражён такой бесценной наградой вашего правительства и польщён тем, что получаю этот орден из рук маршала Жукова».
В пасхальные майские дни 45-го заканчивалась война - самая трудная, кровопролитная и долгая. Вместе с ней заканчивалось существование одной из самых дьявольских и тоталитарных систем на земле. Окончания этой страшной войны напряжённо ждали миллионы людей в городах и деревнях, на заводах, фабриках и в лазаретах, пытаясь угадать, вычислить этот долгожданный день.
|
Крестный ход в день празднования Победы в станице Ново-Алексеевская, Ставропольского края, 1945 год |
2 мая прекратились военные действия в Берлине. Логово врага было повержено. Над Рейхстагом развевалось Победное Знамя. Но ещё продолжалось сопротивление немцев в Чехословакии. Туда, на подавление полумиллионной эсэсовской группировки была брошена армия Конева. И 6 мая, в день Георгия Победоносца, совпавший с Пасхой, с победой жизни над смертью, из Праги раздался долгожданный звонок:
- Немцы прекратили сопротивление.
- Повтори, - сказал Жуков.
- Сдаются, товарищ маршал. Выбросили белый флаг.
И Жуков, этот человек с железной волей и стойкостью, заплакал и сказал: «Тысяча четыреста десять долгих дней и ночей».
7 мая он договаривался с союзниками о совместном подписании акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, а 8-стали съезжаться делегации стран-победительниц: Англии, Франции и Соединённых Штатов Америки. В ночь с 8 на 9 мая документ о капитуляции был подписан. Никто в эту ночь ни в Европе, ни в России не спал. Люди напряжённо ждали. Наконец, по радио стали передавать: «Слушайте важное правительственное сообщение». И когда взволнованный голос Левитана стал говорить о капитуляции Германии и окончании войны, люди, ещё не дослушав, с криками «победа!» стали выскакивать на улицы, подбегать к дверям соседей, кричать в открытые окна. Всё, что спрессовалось за долгие годы войны, вдруг вырвалось наружу. Пружина разжалась. Взрыв эмоций произошёл не в одном доме, не в одном районе или городе, а по всей стране одновременно, и «детонация» была огромная. Каждый человек, каждая семья, каждая группа людей заряжались радостью друг от друга. А столица нашей Родины превратилась тогда в какой-то бесконечный поток ликования. Многие были в Москве в гостях или проездом - из госпиталя, из воинскои части, из эвакуации. Каждый хотел обнять всех, и все - его, особенно, если это был человек в военной форме. Бурный поток радости начался на Красной площади ещё ночью и продолжался более суток. Ненавистный Гитлер был разгромлен. На улицах Москвы пели Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. На Театральной площади выступал утёсовский оркестр, дирижировал сам Леонид Утёсов. Его музыкантов, знаменитых «весёлых ребят», захлёстывали эмоции. Все сразу помолодели. Оркестр стряхнул 10 лет и заиграл, как в 35-м. Несмолкаемой радости добавил в небе вечерний победный салют.
Народ чувствовал, что именно он стал победителем страшного, сильного и умного врага. Эта Победа складывалась из многих факторов, и первый из них - это великая любовь народа к своей Родине. Война не обошла стороной ни одну нашу семью. Каждый человек имел свой личный счёт к немцам за погибших отцов и матерей, жён и детей, сестёр и братьев. Эта ненавистная война, наконец, закончилась. А ведь казалось, что она длилась целую вечность. И вот - Победа! И 24 июня, в день Святой Троицы, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Ровно в 10 часов утра, под бой кремлёвских курантов, из ворот Спасской башни выехал на белом коне победный Георгий - маршал Советского Союза Жуков. И вместо интернационала военный оркестр торжественно грянул «Славься» Михаила Глинки. Это был высший миг торжества. Двинулись сводные полки всех фронтов и флотов. Шли все - и живые, и мёртвые, бывшие в эту минуту единым целым. И не советские гимны, а русское «Славься» ликовало тогда над Кремлём. По воспоминаниям Жукова, это был самый счастливый день в его жизни. В самом сердце Москвы гитлеровские знамёна и штандарты были брошены наземь и многие недели, как прах, топтались ногами победителей.
Кто-то скажет: все приведённые даты - и 17 июля, и день Святого Георгия, и Пасха, и Троица - это просто случайное совпадение. Но у Господа ничего случайного не бывает. В Его деснице все времена и сроки, которые Одному Ему только ведомы. И этими датами Господь засвидетельствовал духовное значение подвига России в Великой Отечественной войне.
Тысячи ратных полей раскинулись по необъятной Русской земле. Но лишь немногие из них называют по именам - Куликово, Бородинское, Прохоровское. Но есть ещё одно ратное поле - это поле Памяти в наших сердцах.
«Нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих», - сказал Господь. И наш молитвенный долг - хранить в своей памяти имена тех, кто отдал за нас самое дорогое, что есть у человека, - свою жизнь. Тогда - верен Бог - на свете не будет силы, способной погубить нас - великий христианский народ, народ-труженик, народ-воин, народ-победитель. Ибо русский путь ещё далеко не пройден! История России ещё не закончена! Потому что воистину Христос воскресе! С праздником, братья и сёстры! С Великой Победой! Аминь.
Протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода | СВЯЩЕННИКИ НА ФРОНТЕ
|